вторник, 18 марта 2014 г.

Дом «У Золотого колодца» (Dům U Zlaté studny)

Как же я люблю Прагу, с ее интереснейшей архитектурой, где в закоулках переплетается история и жизнь простых людей, увлекательные сказания, легенды средневековья и течение жизни современного города. Чудесное место!


Дом «У Золотого колодца»

Вот еще одна достопримечательность, мимо которой все проходят, когда идут к Карлову мосту, но, как это часто бывает, сразу не замечают! Хотя дом «У Золотого колодца» один из красивейших домов, расположенных на Королевском пути – путь, проходящий через исторический центр, по которому проезжали чешские правители к коронации.




Этот средневековый дом стоит немного непропорционально на пересечение Карловой и Семинарской улицы, стоит на месте былой усадьбы в романском стиле, сам являющийся образцом ренессанса, а уже позже был отделан в стиле барокко. Узкий фасад с двумя окнами  в каждом из трех этажей богато декорирован фигурами. Прежде дом назывался «У Красного кресла», вероятно в память о том, что здесь какое-то время жил папский нунций Спинелли, и который, в виду важности своей должности, сидел в красном, украшенном золотом, кресле. С начала 15 столетия дом также назывался «У Полузолотого колеса», позднее его долго называли «У Золотого солнца», потому что такое солнце изображено между первым и вторым этажом на фасаде. Название «У Золотого колодца»  произошло из предания о колодце с прекрасной водой, о служанке, которая в нем утонула и тем самым помогла отыскать клад. Чуть позже я расскажу вам об этой легенде. Еще немного фактов.
В начале 18 века владельцем дома был Ян Верссер с женой, они и позволили украсить фасад дома прекрасной лепной отделкой с фигурами скульптора Яна Олдриха Майера. Это еще и отчасти была их благодарность за то, что они пережили эпидемию чумы в 1714 году. На фасаде дома всего семь фигур. 

Св. Себастьян

По стороне окон первого этажа слева расположена фигура св. Себастьяна, который был замучен императором Диоклетианом за то, что был христианином и помогал  христианам, которые в Риме подвергались преследованию. А когда ему в Риме во время великой чумы в 680 году был поставлен алтарь, чума мгновенно прекратилась. Поэтому он почитается как защитник от чумы, также как и св. Рох, его фигура справа от окна. 

Св. Рох

Он так самоотверженно помогал зараженным чумой, что и сам в конце концов заразился. Он ушел в лес, чтобы умереть в уединение, но там его нашел пес и стал носить хлеб и воду из ручья и он чудом излечился. На втором этаже слева фигура св. Вацлава, убитого своим братом Болеславом, справа св. Ян Непомуцкий, замученный Вацлавом IV и после этого сброшенный во Влтаву. 

Св. Вацлав
Св. Ян Непомуцкий

Посередине фасада располагается рельефное изображение Девы Марии Болеславской датируемое 1701 годом. Оно изображено в соответствии со староболеславским изображением, называемым Паладиум – и является покровительницей чешской земли. По легенде ее изображение получила св. Людмила при крещении от св. Методия.

Дева Мария Болеславская

На третьем этаже влево от окна находится фигура основателя иезуитского ордена и миссионера св. Игнаца из Лойолы, а вправо фигура Франтишека Хаверского, вероятно  самого рьяного миссионера, который служил в Индии, где его называли «Апостол Индия», а также в Японии
Св. Игнац

Св. Франтишек Хаверский

Над окном третьего этажа расположена фигура лежащей св.Розалии, окруженной розами, известной итальянской отшельницы, которая жила в горной пещере.

Св. Розалия 
В 50-х годах 20 века дом был отремонтирован под руководством архитектора Карла Сплавнице, а в 1983-1987 годах прошла генеральная реконструкция, которую проводил инженер и архитектор Ян Дворжак. Были разрушены стропила и последний этаж и заново отстроены, были положены отреставрированные расписанные в стиле ренессанса балочные перекрытия, положен и оригинальный паркет, и мраморная плитка, отремонтированы лепные рельефы, все в соответствие с первоначальным образцом.  
В настоящее время в доме расположена гостиница и ресторан.



спасибо за фотографии, интересные статьи и идеи  Хане Фиаловой и ее блогу

А теперь легенды, связанные с этим местом.

Прежде колодцы рыли прямо в подвале дома, поэтому не было ничего удивительного, что об этих местах рассказывали странные и необыкновенные истории. Дом «У Золотого колодца» на углу Карловой и Семинарской улиц так и получил свое имя. Из колодца вода бралась для обычного использования, приготовления пищи, питья и купания. Вода была чистая и хорошего качества. Только лишь в Страстную пятницу вода в глубоком колодце, который находился в подвале, вдруг становилась золотистой, а когда ее набирали и выносили на дневной свет, блестела и сверкала так, будто в ней плавали золотые монеты. А если кто-то наклонялся через сруб колодца, замечал на дне блеск, как будто там горели желтоватые огоньки.
Слухи обязательно разносятся, а люди любопытны. Поэтому люди стали ходить и смотреть. Однажды пошла к колодцу и любопытная служанка, нагнулась через сруб  и стала наблюдать за огоньками так долго, что у нее закружилась голова, она упала в колодец и утонула. Хозяйка долго ее искала и после долгих расспросов разузнала, что возможно она в подвале у колодца. Там ее и нашли, утонувшей в колодце.  Подняли ее тело, а после этого колодец нужно было очистить, так как воду теперь нельзя было брать.
Когда колодец чистили из его стенки выпал камень и за ним открылся клад. Колодец привели в порядок, теперь воду можно было и дальше брать, но служанка, утонувшая в колодце, не могла найти покой. И начала она являться в виде духа, вся мокрая ходила по дому, по лестнице поднималась она и спускалась и все искала хозяина дома, который ее стараниями разбогател. И который с тех денег не смог организовать ей приличных христианских похорон. Она его так и не нашла. Говорят, она перестала являться, когда в доме  появилось новое привидение, безголовый рыцарь со своей безголовой женой.


А это уже другое предание, относящееся к этому дому.
Однажды в этот дом поселился превосходный и широко известный пекарь. Не известно почему, он выбрал именно дом «У Золотого колодца», ведь вокруг жили только сапожники, да швеи. Пекарь умел делать из марципана и сладкого теста такие красивые вещи, что сердце сразу начинало радоваться. Булочки с маком и повидлом, свадебные лакомства, медовые пирожки, пирожки с пряностями и  грецким орехом, посыпанные рожки, пончики, из пряников он делал птичек и рыбок, и все время придумывал новые и новые сладости. В доме обитали привидения безглавого рыцаря и его жены, и пекарю пришло в голову, что из сладкого теста и марципана он мог бы сделать и их маленькие фигурки. Но никого не интересовали пряничные куклы без головы, и потому пекарь добавил им голову из марципана, изюма, очищенного миндаля и тертого ореха. Фигурки рыцаря из марципана и его пряничной жены были нарасхват, поэтому у пекаря было много работы, и особенно в дни перед большими праздниками часто работал он до позднего часа.

Однажды он задержался до полуночи. Пробило двенадцать, и пекарь услышал сзади шаги, он оглянулся  и побледнел как полотно: у двери стоял рыцарь с женщиной, одетой в черное платье, но на этот раз у них была голова на месте как у любого смертного, но лица их были белые, как только что оштукатуренная стена. Всем телом задрожал пекарь, упал на колени и с ужасом стал ждать, что же будет дальше. Мрачный рыцарь минуту наблюдал, как стучали от страха зубы пекаря, а потом угрюмо сказал:
«мастер, ты делаешь фигурки с нашим обликом, и потому что каждый знает нас без головы, не мог и ты знать, как мы выглядим на самом деле. Мы пришли к тебе, чтобы у тебя был образец. Эти твои головы из марципана нам мало нравятся. Исправь их, но поспеши – как истечет час духов, наши головы должны быть возвращены на дно Влтавы, иначе худо тебе будет».
Сказав это, он подошел к столу, отломил пряничным фигуркам головы из марципана, изюма, очищенного миндаля и тертого ореха, сердито бросил их в угол и раздавил их ногой.
Пекарь долго не ждал и начал работать. Руки у него тряслись и страх подгонял его, и работа была готова раньше, чем того требовал рыцарь. Его страшные гости долго и подробно рассматривали его работу, изучали со всех сторон и тихо между собой советовались. В конце концов, положили фигурку на стол и рыцарь благодарно ответил:
«Мне повезло. Если бы ты не смог отобразить наш облик, был бы ты меньше на голову, так как показал бы своей работой неуважение к нам. Твоя работа, однако ж, удалась,  и поэтому мы тебя вознаградим. Давным-давно вернулся я с женой с испанской земли, приехали мы в город и договорились о ночлеге под крышей твоего дома.  Владелец был скрягой и злым человеком; за наши же деньги ночью отрезал нам головы. Тела и наше имущество закопал в подвале возле колодца, а головы тайком бросил во Влтаву. Если хочешь нас освободить и исправить несправедливость, выкопай наши кости и похорони их, как полагается; иначе не найти нам покоя и не покинем мы этот дом до скончания света».
Пекарь  пообещал, что все сделает и хотел поблагодарить рыцаря, но пробил час ночи и призраки исчезли. Рано утром пекарь проснулся, разбитый, усталый и невыспавшийся, все тело его болело, будто всю ночь он глаз не сомкнул. Все происшедшее он объяснил себе кошмарным сном и не верил ночному духу.  Но едва он вошел в комнату, чтобы продолжить работу, он будто онемел и стал в дверях, словно кто-то окатил его ледяной водой; на столе лежали фигурки точь-в-точь так, как он их оставил прошлой ночью, впрочем, у рыцаря и его жены были новые головы: а те прежние из марципана, изюма и ореха нашел после долгих поисков на полу под столом, разломанные на мелкие кусочки.  Он понял, что это был не сон, а  было в действительности. Он сразу же побежал в подвал и начал копать возле сруба колодца, как рыцарь ему и советовал. Скоро он выкопал остатки человеческих костей; связал их платком и похоронил. После этого он вернулся снова к колодцу, чтобы закопать вырытую яму, но едва он спустился в подвал, то увидел, что перед ямой обрушилась последняя ступенька и из этого проема хлынула лавина золотых монет.
С тех пор  эта безглавая пара в доме «У Золотого колодца» никого больше не пугает.

Václav Cibula: Pražské pověsti

Комментариев нет:

Отправить комментарий