Как же я люблю Прагу, с ее интереснейшей архитектурой, где в
закоулках переплетается история и жизнь простых людей, увлекательные сказания, легенды
средневековья и течение жизни современного города. Чудесное место!
![]() |
Дом «У Золотого колодца» |
Вот еще одна достопримечательность, мимо которой все
проходят, когда идут к Карлову мосту, но, как это часто бывает, сразу не
замечают! Хотя дом «У Золотого колодца» один из красивейших домов,
расположенных на Королевском пути – путь, проходящий через исторический центр, по
которому проезжали чешские правители к коронации.
Этот средневековый дом стоит немного непропорционально на
пересечение Карловой и Семинарской улицы, стоит на месте былой усадьбы в
романском стиле, сам являющийся образцом ренессанса, а уже позже был отделан в
стиле барокко. Узкий фасад с двумя окнами
в каждом из трех этажей богато декорирован фигурами. Прежде дом
назывался «У Красного кресла», вероятно в память о том, что здесь какое-то
время жил папский нунций Спинелли, и который, в виду важности своей должности,
сидел в красном, украшенном золотом, кресле. С начала 15 столетия дом также
назывался «У Полузолотого колеса», позднее его долго называли «У Золотого
солнца», потому что такое солнце изображено между первым и вторым этажом на фасаде.
Название «У Золотого колодца» произошло
из предания о колодце с прекрасной водой, о служанке, которая в нем утонула и
тем самым помогла отыскать клад. Чуть позже я расскажу вам об этой легенде. Еще
немного фактов.
В начале 18 века владельцем дома был Ян Верссер с женой, они
и позволили украсить фасад дома прекрасной лепной отделкой с фигурами
скульптора Яна Олдриха Майера. Это еще и отчасти была их благодарность за то,
что они пережили эпидемию чумы в 1714 году. На фасаде дома всего семь фигур.
![]() |
Св. Себастьян |
По
стороне окон первого этажа слева расположена фигура св. Себастьяна, который был
замучен императором Диоклетианом за то, что был христианином и помогал христианам, которые в Риме подвергались
преследованию. А когда ему в Риме во время великой чумы в 680 году был
поставлен алтарь, чума мгновенно прекратилась. Поэтому он почитается как
защитник от чумы, также как и св. Рох, его фигура справа от окна.
![]() |
Св. Рох |
Он так самоотверженно
помогал зараженным чумой, что и сам в конце концов заразился. Он ушел в лес,
чтобы умереть в уединение, но там его нашел пес и стал носить хлеб и воду из
ручья и он чудом излечился. На втором этаже слева фигура св. Вацлава, убитого
своим братом Болеславом, справа св. Ян Непомуцкий, замученный Вацлавом IV и после этого сброшенный во
Влтаву.
![]() |
Св. Вацлав |
![]() |
Св. Ян Непомуцкий |
Посередине фасада располагается рельефное изображение Девы Марии
Болеславской датируемое 1701 годом. Оно изображено в соответствии со
староболеславским изображением, называемым Паладиум – и является
покровительницей чешской земли. По легенде ее изображение получила св. Людмила
при крещении от св. Методия.
![]() |
Дева Мария Болеславская |
На третьем этаже влево от окна находится фигура основателя
иезуитского ордена и миссионера св. Игнаца из Лойолы, а вправо фигура Франтишека
Хаверского, вероятно самого рьяного
миссионера, который служил в Индии, где его называли «Апостол Индия», а также в
Японии.
![]() |
Св. Игнац |
Над окном третьего этажа расположена фигура лежащей св.Розалии,
окруженной розами, известной итальянской отшельницы, которая жила в горной пещере.
![]() |
Св. Розалия |
В 50-х годах 20 века дом был отремонтирован под руководством
архитектора Карла Сплавнице, а в 1983-1987 годах прошла генеральная
реконструкция, которую проводил инженер и архитектор Ян Дворжак. Были разрушены
стропила и последний этаж и заново отстроены, были положены отреставрированные
расписанные в стиле ренессанса балочные перекрытия, положен и оригинальный
паркет, и мраморная плитка, отремонтированы лепные рельефы, все в соответствие
с первоначальным образцом.
В настоящее время в доме расположена гостиница и ресторан.
спасибо за фотографии, интересные статьи и идеи Хане Фиаловой и ее блогу
источник пражская справочная служба
А теперь легенды, связанные с этим местом.
Прежде колодцы рыли прямо в подвале дома, поэтому не было ничего
удивительного, что об этих местах рассказывали странные и необыкновенные
истории. Дом «У Золотого колодца» на углу Карловой и Семинарской улиц так и
получил свое имя. Из колодца вода бралась для обычного использования,
приготовления пищи, питья и купания. Вода была чистая и хорошего качества. Только
лишь в Страстную пятницу вода в глубоком колодце, который находился в подвале,
вдруг становилась золотистой, а когда ее набирали и выносили на дневной свет,
блестела и сверкала так, будто в ней плавали золотые монеты. А если кто-то
наклонялся через сруб колодца, замечал на дне блеск, как будто там горели желтоватые огоньки.
Слухи обязательно разносятся, а люди любопытны. Поэтому люди стали ходить и смотреть. Однажды пошла к колодцу и любопытная служанка,
нагнулась через сруб и стала наблюдать
за огоньками так долго, что у нее закружилась голова, она упала в колодец и утонула.
Хозяйка долго ее искала и после долгих расспросов разузнала, что возможно она в
подвале у колодца. Там ее и нашли, утонувшей в колодце. Подняли ее тело, а после этого колодец нужно
было очистить, так как воду теперь нельзя было брать.
Когда колодец чистили из его стенки выпал камень и за ним
открылся клад. Колодец привели в порядок, теперь воду можно было и дальше
брать, но служанка, утонувшая в колодце, не могла найти покой. И начала она
являться в виде духа, вся мокрая ходила по дому, по лестнице поднималась она и
спускалась и все искала хозяина дома, который ее стараниями разбогател. И
который с тех денег не смог организовать ей приличных христианских похорон. Она
его так и не нашла. Говорят, она перестала являться, когда в доме появилось новое привидение, безголовый рыцарь
со своей безголовой женой.
А это уже другое предание, относящееся к этому дому.
Однажды в этот дом поселился превосходный и широко известный
пекарь. Не известно почему, он выбрал именно дом «У Золотого колодца», ведь
вокруг жили только сапожники, да швеи. Пекарь умел делать из марципана и сладкого
теста такие красивые вещи, что сердце сразу начинало радоваться. Булочки с
маком и повидлом, свадебные лакомства, медовые пирожки, пирожки с пряностями
и грецким орехом, посыпанные рожки,
пончики, из пряников он делал птичек и рыбок, и все время придумывал
новые и новые сладости. В доме обитали привидения безглавого рыцаря и его жены,
и пекарю пришло в голову, что из сладкого теста и марципана он мог бы сделать и
их маленькие фигурки. Но никого не интересовали пряничные куклы без головы, и
потому пекарь добавил им голову из марципана, изюма, очищенного миндаля и
тертого ореха. Фигурки рыцаря из марципана и его пряничной жены были нарасхват,
поэтому у пекаря было много работы, и особенно в дни перед большими праздниками
часто работал он до позднего часа.
Однажды он задержался до полуночи. Пробило двенадцать, и
пекарь услышал сзади шаги, он оглянулся
и побледнел как полотно: у двери стоял рыцарь с женщиной, одетой в
черное платье, но на этот раз у них была голова на месте как у любого
смертного, но лица их были белые, как только что оштукатуренная стена. Всем
телом задрожал пекарь, упал на колени и с ужасом стал ждать, что же будет
дальше. Мрачный рыцарь минуту наблюдал, как стучали от страха зубы пекаря, а потом
угрюмо сказал:
«мастер, ты делаешь фигурки с нашим обликом, и потому что
каждый знает нас без головы, не мог и ты знать, как мы выглядим на самом деле.
Мы пришли к тебе, чтобы у тебя был образец. Эти твои головы из марципана нам
мало нравятся. Исправь их, но поспеши – как истечет час духов, наши головы
должны быть возвращены на дно Влтавы, иначе худо тебе будет».
Сказав это, он подошел к столу, отломил пряничным фигуркам
головы из марципана, изюма, очищенного миндаля и тертого ореха, сердито бросил
их в угол и раздавил их ногой.
Пекарь долго не ждал и начал работать. Руки у него тряслись
и страх подгонял его, и работа была готова раньше, чем того требовал рыцарь.
Его страшные гости долго и подробно рассматривали его работу, изучали со всех
сторон и тихо между собой советовались. В конце концов, положили фигурку на
стол и рыцарь благодарно ответил:
«Мне повезло. Если бы ты не смог отобразить наш облик, был
бы ты меньше на голову, так как показал бы своей работой неуважение к нам. Твоя
работа, однако ж, удалась, и поэтому мы
тебя вознаградим. Давным-давно вернулся я с женой с испанской земли, приехали
мы в город и договорились о ночлеге под крышей твоего дома. Владелец был скрягой и злым человеком; за
наши же деньги ночью отрезал нам головы. Тела и наше имущество закопал в
подвале возле колодца, а головы тайком бросил во Влтаву. Если хочешь нас
освободить и исправить несправедливость,
выкопай наши кости и похорони их, как полагается; иначе не найти нам покоя и не
покинем мы этот дом до скончания света».
Пекарь пообещал, что
все сделает и хотел поблагодарить рыцаря, но пробил час ночи и призраки
исчезли. Рано утром пекарь проснулся, разбитый, усталый и невыспавшийся, все
тело его болело, будто всю ночь он глаз не сомкнул. Все происшедшее он объяснил
себе кошмарным сном и не верил ночному духу.
Но едва он вошел в комнату, чтобы продолжить работу, он будто онемел и
стал в дверях, словно кто-то окатил его ледяной водой; на столе лежали фигурки точь-в-точь
так, как он их оставил прошлой ночью, впрочем, у рыцаря и его жены были новые
головы: а те прежние из марципана, изюма и ореха нашел после долгих поисков на
полу под столом, разломанные на мелкие кусочки.
Он понял, что это был не сон, а было в действительности. Он сразу же побежал в
подвал и начал копать возле сруба колодца, как рыцарь ему и советовал. Скоро он
выкопал остатки человеческих костей; связал их платком и похоронил. После этого
он вернулся снова к колодцу, чтобы закопать вырытую яму, но едва он спустился в
подвал, то увидел, что перед ямой обрушилась последняя ступенька и из этого проема
хлынула лавина золотых монет.
С тех пор эта безглавая
пара в доме «У Золотого колодца» никого больше не пугает.
Václav Cibula: Pražské pověsti
Комментариев нет:
Отправить комментарий